«В детстве у меня не было сачка для ловли бабочек, поэтому в те моменты, когда мне нужно было вести себя тихо, потому что мой дедушка отдыхал, я месил глину за баней и лепил красивых львов.»
Эвалдс Василевскис
На выставке латгальской керамики в Риге в 1980 году, искусствовед Янис Пуятс (1925-1988) познакомил участников с керамикой Латгалии, и сказал о молодом гончаре Эвалде Василевском: «Как вы думаете, он керамист? Нет, он террорист, который должен красть самолеты, а не делать горшки». Несмотря на то, что Эвалду в то время было неприятно слышать неожиданные слова, в высказывании Пуятса, как всегда, была определенная доля правды. Эвалдс имел огромное мужество, чтобы начать работу, которая казалась невозможной. Желание и смелость отличаться развивалась медленно − наблюдая, созерцая и анализируя все, что происходит в течение жизни человека. И так всю жизнь − непрерывный путь исследования, где все, что увидено, встречено, прочитано и даже прочувствовано, было важным.
Путь к познанию глины начался с занятий по керамике, проводившихся в Резекне под руководством Яниса Пуятса. Будущий керамист тщательно следовал тому, что рассказывал Учитель, и пытался проверить на практике практически все, что обсуждалось на лекциях. Серьезным испытанием был обжиг первой печи в «Земесголе» Гришканьской волости в 1979 году, когда обожженные черепки вымостили садовые дорожки. Хватало смелости, а опыта, чтобы получить хороший результат, нет. Познание глины продолжилось путем обучения молодых гончаров Латгалии в Профессиональной школе № 14. Затем начала работы по принципу «делиться опытом и учиться самостоятельно» во время деятельности сообщества Латвийского фонда культуры «Пуднику скула» в «Акминишах» Каунатской волости, реализации проектов, организации выставок и летних пленэров «Пуднику скула», которые собирали творческих людей и побуждали изучать глину как материал, переосмысливать каждый шаг творческого выражения. У Эвалда была харизма, уверенность в том пути, который он начал, способность побуждать других к творчеству. Именно поэтому для многих он был симболом начала самостоятельной работы с глиной, выбора новой деятельности, заполняя и обжигая первую печь, приобретения новых навыков, создания новых творческих союзов. Эвалдс перестал ощущать глину и жизнь ранним августовским утром 2018 года в «Акминишах» Каунатской волости.
Васильевскис сыграл важную роль в истории латгальской керамики. Более сорока лет он оставался верным своему ремеслу, привлекал учеников и последователей, создал свою собственную школу. Он имел почетное звание народного мастера ремесел и был принят в Союз художников Латвии. Тем не менее, гораздо выше, чем официальное признание, Эвалдс ценил возможность, предоставленную ему как Мастеру, видеть своих последователей: бывшие ученики становились самодостаточными мастерами, каждый со сложным индивидуальным стилем и независимым подходом к керамике.
Теперь Эвалдс передал чувство глины в руки и умы учеников, но его слова по-прежнему повторяются ежедневно: «Я руководствуюсь убеждением, что гончар всегда должен использовать такие методы, чтобы каждый созданный им объект действительно был единственным в мире».
Информация:
Даугавпилсский арт-центр имени Марка Ротко